Вы здесь

Относительно взаимодействия Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области с компетентными органами иностранных государства по запросам Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Нижегородской области

 В соответствии с Положением о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 № 25, одной из основных задач Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области  (далее – Главное управление) является обеспечение в пределах своих полномочий реализации прав и исполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным  и уголовным делам.

В целях реализации указанной задачи Главное управление получает в установленном порядке непосредственно или через Минюст России от компетентных органов иностранных государств запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и исполняет их либо направляет для организации исполнения в иные органы государственной власти в пределах Приволжского федерального округа, а также направляет в компетентные органы иностранных государств непосредственно или через Минюст России запросы о правовой помощи, рассматривает другие обращения в соответствии  с международными договорами и законодательством Российской Федерации (подпункт 32 пункта 6 Положения).

Кроме того, Главное управление обеспечивает проверку качества подготовки и представление в Минюст России запросов об оказании правовой помощи, поступающих от учреждений юстиции округа, для последующего их направления в компетентные органы других государств в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации (подпункт 33 пункта 6 Положения).

На основании пункта 59 методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи, утвержденных приказом Минюста России от 24.12.2007 № 249 Главное управление осуществляет контроль исполнения запросов о правовой помощи, который представляет собой  совокупность мероприятий, связанных с учетом и анализом порядка и сроков исполнения запросов о правовой помощи, в целях укрепления исполнительской дисциплины и повышения эффективности деятельности.

Непосредственно процедура оказания международной правовой помощи осуществляется посредством направления запросов на основании международных договоров о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Международными договорами также прописывается порядок взаимодействия.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.04.2017   № 170 «О центральных органах Российской Федерации, территориальных и иных органах, уполномоченных на осуществление непосредственного взаимодействия с компетентными органами государств-участников Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года (далее – Указ № 170) центральными органами Российской Федерации являются в том числе:

Министерство юстиции Российской Федерации – по вопросам судебной деятельности всех судов по уголовным делам (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), а также по всем вопросам оказания правовой помощи по гражданским и семейным делам;

Министерство внутренних дел Российской Федерации – по уголовным делам, находящимся в производстве.

Кроме того, в соответствии с Указом № 170 на основании статьи 5 Конвенции 1993 года в редакции Протокола к ней 1997 года Главные управления Минюста России по субъектам Российской Федерации уполномочены на осуществление непосредственных сношений с компетентными органами Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Украины.

В 2020 году Республика Узбекистан присоединилась к Протоколу, в связи с чем был утверждён перечень уполномоченных органов, осуществляющих взаимодействие, в том числе Министерство внутренних дел по запросам о принадлежности к гражданству.

В целях получения необходимой информации с территории иностранного государства необходимо оформить соответствующий запрос.

Как правило, запрос адресуется «Компетентному органу» без точного наименования, официальное название иностранного государства, ссылка на международное соглашение, участниками которого является Россия и запрашиваемое государство.

В запросе необходимо указать суть вопроса, а также информацию, которая будет способствовать его исполнению (Ф.И.О. лица, в отношении которого запрашивается информация, его персональные данные).

В связи с чем необходима запрашиваемая информация.

Запрос в обязательном порядке подписывается уполномоченным лицом и заверяется гербовой печатью.

К запросу могут быть приложены копии документов.

Весьма желательно к запросу приложить согласие гражданина, в отношении которого истребуется информация, на обработку и трансграничную передачу его персональных данных.

При истребовании информации из стран дальнего зарубежья необходимо приложить соответствующий перевод.

При отсутствии соответствующего договора о правовой помощи, запрос возможно будет направить на основании международных принципов взаимности и вежливости.

С учетом изложенного, а также в целях надлежащего исполнения международных обязательств, взятых на себя Российской Федерацией в соответствии с международными договорами о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, Главным управлением:

– проводится анализ типичных нарушений, допущенных компетентными учреждениями Приволжского федерального округапри осуществлении международной правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам;

анализируются сроки исполнения компетентными учреждениями Приволжского федерального округа иностранных запросов.

В 2020 году Главным управлением в адрес компетентных органов иностранных государств направлено 323 запроса (возвращено 29) Управления по вопросам миграции Нижегородской области. Соответствующая информация поступила на 152 запроса.

Запросы касались следующих видов документов

1.Документы о регистрации актов гражданского состояния

2.Документы относительно гражданства иностранного государства, регистрации по месту жительства, выдачи паспорта СССР

3.О подтверждении действительности документа об образовании.

При подготовки запросов о правовой помощи кроме требований международных договоров также необходимо учитывать особенности внутреннего законодательства, оговорки и т.д.

Так например:

При истребовании документов о регистрации актов гражданского состояния

1. с территории Азербайджанской Республики в запросе необходимо указать район г. Баку в котором расположен орган ЗАГС или дополнительную информацию (место жительства лиц в отношении которых запрашивается информация).

2. регистрация которых была произведена в консульских учреждениях Российской Федерации на территории иностранных государств. При этом необходимо учитывать временной период составления записи таких актов.

Так запросы, касающиеся истребования АГС, зарегистрированных в консульских учреждениях по 1978 год (включительно), необходимо направлять в Главное управление ЗАГС по Московской области (адрес: 127051, г. Москва, Средний Каретный пер., д. 7, стр. 1).

Запросы, касающиеся истребования АГС, зарегистрированных в консульских учреждениях с начала 1979 года по настоящее время, следует направлять в архивно-информационный отдел Управления ЗАГС Москвы (адрес: 101919, г. Москва, Малый Харитоньевский пер., д. 10).

 

При истребовании документов относительно гражданства иностранного государства:

1.Позиция Министерства юстиции Украины заключается в том, что для истребования документов об отсутствии гражданства Украины заявителям предлагается обращаться непосредственно в органы Государственной миграционной службы Украины или в дипломатические представительства Украины за рубежом.

2. В соответствии с поступившим из Комитета миграционной службы МВД Республики Казахстан сообщением «О порядке предоставления информации по вопросу принадлежности к гражданству Казахстана» вопрос определения принадлежности к гражданству Республики Казахстан граждан, постоянно проживающих за пределами Казахстана (оформивших в установленном порядке выезд на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан) относится к компетенции консульских учреждений Республики Казахстан за рубежом.

Вместе с тем, по информации, предоставленной в рабочем порядке Посольством Республики Казахстан в Российской Федерации, справки о принадлежности к гражданству Республики Казахстан выдаются консульскими учреждениями Республики Казахстан за рубежом лицам без гражданства и лицам имеющим паспорт СССР. Гражданам Российской Федерации истребовать данную информацию предложено через органы юстиции.

Управлениями по вопросам миграции кроме подготовки запросов также осуществляется предоставление информации в связи с иностранными поручениями.

В 2020 году было 5 таких поручения, срок исполнения составил:

1 – менее месяца;

3 – в течение 1 месяца;

1 в течении 3-х месяцев (возврат в связи с ненадлежащим оформлением).

Причинами возврата являлись:

– отсутствие гербовой печати на поручении, наличие которой предусмотрено статьей 7 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года (далее Конвенция 1993 года);

– отсутствие гербовой печати на документе, предоставленном в связи с рассмотрением иностранного запроса (статья 13 Конвенции 1993 года);

– отсутствие перевода запроса, при направлении материалов в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам 1996 года;

– истребование сведений о принадлежности к гражданству Украины в соответствии с Конвенцией 1993 года.

15 марта 2021 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).