Вы здесь

Информация о состоянии дел в сфере юстиции на территории Нижегородской области по итогам работы Главного управления Минюста России по Нижегородской области за 2014 год

  1. 1.                Обеспечение единства правового пространства

 

Главным управлением Минюста России по Нижегородской области
(далее – Главное управление) и управлениями Минюста России, действующими
в пределах Приволжского федерального округа (далее – территориальные органы, Управления), продолжена работа по исполнению одной из ключевых функций - обеспечению единства правового пространства, в рамках которой проводится правовая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В 2014 году территориальными органами проведено 24957 правовых экспертиз (АППГ - 25240).

В Главном управлении экспертизу прошли 2522 акта, что является вторым показателем после Пермского края (3053). На 6% увеличилось количество повторных правовых экспертиз, проведенных Главным управлением (151).

Территориальными органами несоответствия федеральному законодательству выявлены в 1118 актах, что 13% меньше, чем за АППГ – 1287, и составляет 5%
от общего количества проведенной экспертизы.

По количеству выявленных нарушений Главное управление по-прежнему входит в тройку лидеров (147) наряду с управлениями по Республике Башкортостан (154) и Кировской области (152). При этом из 147 заключений Главного управления 34 подготовлены на нормативные правовые акты других регионов Приволжского федерального округа.

Большая часть нарушений выявлена Главным управлением по результатам повторной экспертизы (100 из 147), что позволяет выявить основную причину нарушений - несвоевременное реагирование на изменения законодательства.

Несоответствия содержались в актах, регулирующих различные сферы правоотношений, в том числе избирательный процесс, государственное управление, защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, организацию исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, бюджетные, жилищные вопросы и др.

Вместе с тем наибольшая часть нарушений выявлена в сфере государственной гражданской службы в части противодействия коррупции и преимущественно
в приказах органов исполнительной власти Нижегородской области (71).

Типичным противоречием являлось наличие в правовом акте положений, искажающих содержание и смысл норм федерального законодательства, обусловленное изменением федерального законодательства.

Имелись случаи нарушения Конституции Российской Федерации в части порядка назначения прокурора Нижегородской области (Устав Нижегородской области) и ограничения прав граждан в части отсутствия обязанности информировать заявителя об оставлении без ответа обращения, поступившего
в виде жалобы:

- Указ Губернатора Нижегородской области от 27.03.2012 № 19
«Об утверждении административных регламентов предоставления министерством здравоохранения Нижегородской области государственных услуг
по лицензированию отдельных видов деятельности» (далее – Указ № 19);

- приказ министерства строительства Нижегородской области от 20.10.2014
№ 59/од «Об утверждении административного регламента министерства строительства Нижегородской области по предоставлению государственной услуги «Признание граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи  права нарушены, пострадавшими и предоставление сведений из реестра таких граждан».

В целях устранения нарушений экспертные заключения направлены в органы, принявшие акты, и в органы прокуратуры.

Всего в результате мер, принятых территориальными органами, в соответствие с федеральным законодательством в 2014 году приведено 1013 региональных актов
с учетом актов прошлых лет (АППГ - 985), из них по заключениям Главного управления – 134 (АППГ - 109).

В отношении 2 нормативных правовых актов Нижегородской области выражено несогласие органов государственной власти на устранение нарушений (Указ Губернатора Нижегородской области от 27.03.2012 № 19 «Об утверждении административных регламентов предоставления министерством здравоохранения Нижегородской области государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» и приказ министерства строительства Нижегородской области от 20.10.2014 № 59/од «Об утверждении административного регламента министерства строительства Нижегородской области по предоставлению государственной услуги «Признание граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи  права нарушены, пострадавшими и предоставление сведений из реестра таких граждан»). Данные акты содержат ранее указанные нарушения федерального законодательства.

Необходимые материалы направлены в прокуратуру Нижегородской области. В результате приказ министерства строительства Нижегородской области
от 20.10.2014 № 59/од опротестован, Указ Губернатора Нижегородской области
от 27.03.2012 № 19 находится в стадии рассмотрения.

Кроме того, несмотря на наличие согласия с выводами экспертных заключений Главного управления, длительное время (более года) не устранены нарушения
в 3 актах:

1. Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях
от 20.05.2003 № 34-З (последний ответ от 14.07.2014 о внесении изменений в Кодекс после принятия соответствующего федерального закона, в феврале текущего года
в Законодательное Собрание области направлен дополнительный запрос
о представлении необходимой информации);

2. Приказ министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области от 25.07.2013 № 108
«Об утверждении административного Регламента по предоставлению государственной услуги действующим инновационным компаниям» (последний ответ министерства о согласии от 30.01.2015 и об издании приказа министерства
от 27.01.2015 № 3, которым утрачивает силу приказ министерства от 25.07.2013
№ 108, до настоящего времени указанный приказ в Главное управление на правовую экспертизу не поступал);

3. Приказ министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области от 25.07.2013 № 109
«Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования (в том числе
по договорам лизинга) в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг)» (письмо министерства о согласии
от 30.01.2015 и внесении изменений в феврале 2015 года).

Все оставшиеся противоречащие акты держатся на контроле, по ним проводится совместная работа с органами прокуратуры и государственной власти.

Антикоррупционная экспертиза является превентивной мерой борьбы
с коррупцией, позволяющая исключать на нормы, способствующие проявлению коррупции, на стадии нормотворчества.

Данная работа ведется с 2009 года и за этот период нами выявлено 187 актов, содержащих коррупциогенные факторы. Для сравнения всего по Приволжскому федеральному округу выявлено более 1900 таких актов.

Анализ экспертной деятельности позволяет сделать вывод о тенденции уменьшения количества принимаемых актов, содержащих дефектные нормы. Данное обстоятельство объясняется тем, что правотворческие органы самостоятельно проверяют проекты актов на наличие коррупциогенных факторов.

Так, в 2014 год в Нижегородской области корруцциогенные нормы выявлены всего в 4 актах. В целом в Приволжском федеральном округе такие факторы содержались в 191 акте. При этом в округе также сохраняется динамика уменьшения количества таких актов.

В нормативных правовых актах Нижегородской области в основном выявлялись: широта дискреционных полномочий, определение компетенции
по формуле «вправе» и юридико-лингвистическая неопределенность.

В Приволжском федеральном округе круг выявленных коррупциогенных факторов гораздо шире и включает в себя также выборочное изменение объема прав, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, отсутствие или неполноту административных процедур, отказ от конкурсных (аукционных) процедур.

В результате принятых мер в 3 актах нарушения устранены. В связи
с несогласием по 1 акту - постановлению Правительства Нижегородской области
от 18.06.2009 № 398 «О размерах и порядке выплаты компенсации педагогическим
и иным работникам за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена»требуется принятие дополнительных мер, направленных на устранение коррупциогенных факторов (заключение направлено
в прокуратуру Нижегородской области, ответ до настоящего времени не поступал).

Важным остается вопрос активизации деятельности независимых экспертов
по проведению антикоррупционной экспертизы региональных актов, поскольку практика показывает, что работа по проведению независимой экспертизы
не активна.

В целом по России Приволжский федеральный округ занимает лидирующее место среди федеральных округов по участию в нормотворческой деятельности.
В 2014 году территориальными органами подготовлено наибольшее количество заключений по проектам региональных актов – 6100, в том числе с замечаниями 1079. При этом региональными органами учтено более 90% таких замечаний (975).

В Нижегородской области также налажена и эффективно работает схема контроля за законностью проектов актов.  За прошедший год в рамках участия
в нормотворческой деятельности на 6% увеличилось количество проектов актов,
по которым подготовлены заключения и принято участие в рабочих группах (317).

На 44% увеличилось количество замечаний по проектам (46), большая часть которых учтена при доработке проектов.

Нарушения, выявленные в проектах различны - от искажения норм федерального законодательства до наиболее серьезных – превышения полномочий, представленных субъекту Российской Федерации, например,  в части установления административной ответственности за нарушение правил использования объектов животного мира (законопроект «О внесении изменений в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях») и неверного разграничения полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, например, в части определения органа, устанавливающего порядок осуществления государственного контроля (законопроект «О социальном обслуживании граждан
в Нижегородской области»).

Также различны и сферы рассмотренных проектов – социальная, жилищная, административная, бюджетная и др.

Продолжена совместная работа по мониторингам региональных законов, результатом которых является совершенствование положений законов (например,
«О публичных мероприятиях, проводимых на территории Нижегородской области», «Об общественной палате Нижегородской области», «Об охране и использовании водных объектов в Нижегородской области»).

Так, по итогам мониторинга Закона Нижегородской области от 03.02.2010
№ 9-З «Об охране труда в Нижегородской области» принято решение об устранении нарушений федерального законодательства, выявленных Главным управлением
по результатам повторной правовой экспертизы, проведенной в рамках участия
в мониторинге.

Кроме того, в целях совершенствования форм и методов взаимодействия проведен анализ действующих соглашений, по итогам которого в Законодательное Собрание Нижегородской области направлено предложение о представлении
в Главное управление на предварительное согласование предложений
в ежегодный план правоприменения в Российской Федерации.

Продолжена работа по ведению федерального регистра, что неразрывно связано с реализацией конституционного права граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации,
в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Регистр Нижегородской области по-прежнему является одним из наибольших в Приволжском округе и содержит  более 18 тысяч региональных актов (из них более 12 тысяч действующих) (Пермский край – 19123, Саратовская область – 15735).

По сравнению с 2013 годом количество нормативных правовых актов, содержащихся в базе данных федерального регистра, увеличилось на 12 %
(2013 – 16158 актов). В качестве дополнительной информации в федеральном регистре содержится 30460 документов (увеличилось на 17%, в 2013 – 25982).

В целом база данных федерального регистра Приволжского федерального округа составляет почти 1/5 часть от количества актов по России (174688 от 931898), и входит в тройку лидеров по федеральным округам (Центральный – 193016, Сибирский – 164211).

В рамках контроля за реализацией Указа Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» установлено, что в 2014 году
для включения в федеральный регистр с нарушением срока поступило 78 актов,
что в 3 раза меньше, чем в 2013 году (234).

 

Проведена работа по популяризации базы данных федерального регистра нормативных правовых актов Нижегородской области путем информирования
на мероприятиях, в которых принимали участие начальник, заместители начальника Главного управления.

Информация о федеральном регистре и получении из него сведений также размещена на сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Информация из федерального регистра предоставлялась Нижегородской транспортной прокуратуре и Правительству Нижегородской области.

В 2014 году в рамках деятельности по государственной регистрации уставов муниципальных образований и актов о внесении изменений и дополнений в уставы
в Приволжском федеральном округе зарегистрировано 6938 муниципальных правовых актов (768 уставов и 6170 актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований).

Наибольшее количество уставов зарегистрировано в Самарской области - 309, а в части регистрации изменений и дополнений в уставы лидирует Пензенская область - 1216. Отказано в государственной регистрации 195 муниципальных правовых актов (39 уставов и 156 актов о внесении изменений) (АППГ - 425).

В Нижегородской области в связи с большим количеством ранее вынесенных решений об отказе в регистрации уставов и актов о внесении в уставы в 2014 году особое внимание уделено взаимодействию с органами государственной власти, прокуратуры и местного самоуправления по данному вопросу.

В этой связи проведены Координационный совет при Главном управлении
по вопросу «Практика регистрации уставов муниципальных образований
и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований. Проблемы и пути их решения», семинар-совещание «День юстиции»
в Сергачском муниципальном районе с участием представителей Воротынского муниципального района, совещание «Актуальные вопросы, связанные
с государственной регистрацией уставов муниципальных образований и актов
о внесении изменений в них» с участием представителей Ветлужского, Уренского
и Варнавинского муниципальных районов. Также принято участие в зональных методических семинарах, организованных Правительством Нижегородской области.

О наличии имеющихся проблем проинформированы органы местного самоуправления, прокуратуры, Совет муниципальных образований Нижегородской области и министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области.

Кроме того, в рамках оказания практической помощи органам местного самоуправления осуществлялась разработка проектов муниципальных актов
и экспертиза поступивших проектов, что позволило устранить нарушения в актах
на стадии их разработки.

Так, в целях оказания помощи муниципалитетам в связи с проводимой муниципальной реформой Главным управлением в ноябре-декабре 2014 года проведена масштабная работа по рассмотрению проектов муниципальных актов (297), что в 5,5 раз превышает показатели за весь 2013 год (53).

В результате принятых мер почти в 2,5 раза уменьшилось количество отказов
в государственной регистрации (83 - 15 уставов и 68 актов о внесении изменений).

По причине нарушения установленного порядка принятия отказано
в государственной регистрации устава 2 сельских поселений и изменений
в устав 1 муниципального района и 8 сельских поселений; в связи
с наличием норм, противоречащих федеральному законодательству, отказано
в регистрации уставов 1 муниципального района, 1 городского поселения
и 11 сельских поселений, а также изменений в уставы 8 муниципальных районов,
8 городских и 42 сельских поселений.

Типичными нарушениями являлись несоответствие перечня вопросов местного значения аналогичному перечню, установленному федеральным законодательством и ошибки в разграничении полномочий представительного и исполнительного органов местного самоуправления.

Причинами нарушений законодательства являются несовершенство федерального законодательства, сложность и нечеткость его формулировок
и, как следствие,
неправильное толкование органами местного самоуправления
норм права. Также ситуацию осложняет отсутствие в муниципальных образованиях надлежащей системы мониторинга федерального и регионального законодательства, которая позволяет своевременно реагировать на его изменения.

В целом за 2014 год зарегистрировано 312  муниципальных правовых актов,
из них 38 уставов и 274 акта о внесении в них изменений, что на 9% больше,
чем в 2013 году.

На конец 2014 года в государственном реестре муниципальных образований Российской Федерации содержалось 409 муниципальных образований Нижегородской области, из них 9 городских округов, 42 муниципальных района,
63 городских поселения и 295 сельских поселений.

В 2014 году исключены из государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации 1 муниципальный район, 1 городское поселение, 3 сельских поселения; муниципальные образования в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации не включались.

 

  1. 2.                Регистрация и контроль деятельности некоммерческих организаций

 

По состоянию на 01.01.2015 в ведомственном реестре Главного управления зарегистрированы 4083 некоммерческие организации (на 01.01.2014 – 4249),
в том числе:

-    1651 общественное объединение;

-    1710 иных некоммерческих организаций, включая 4 казачьих общества;

-    655 религиозных организаций;

-    67 региональных отделений политических партий.

Значительную часть некоммерческих организаций (далее – НКО)
в Нижегородской области составляют общественные объединения (40,4%) и иные некоммерческие организации (41,9%). Доля религиозных организаций – 17,7 %.

Большинство религиозных организаций относятся к Русской православной церкви – 487 (74,3%), и исламу – 59 (9,0%). Количество организаций иной конфессиональной принадлежности – 109 (16,6%).

За 12 месяцев 2014 года в Главное управление  поступило 1209 заявлений
о регистрации НКО. Разрешено 1199 заявлений.

Нарушений установленных сроков рассмотрения заявлений не допущено.

За 12 месяцев 2014 года в Нижегородской области зарегистрированы
при создании 245 НКО, в том числе:

- 63 общественных объединения;

- 143 некоммерческие организации;

- 28 религиозных организаций;

- 11 региональных отделений  политических партий.

Принято 38 решений об отказе в регистрации документов НКО.

Принято 11 решений о приостановлении регистрации 9 НКО.

Типичным основанием для отказа  в регистрации  являлось ненадлежащее оформление представляемых документов, а также противоречие представленных для государственной регистрации документов законодательству Российской Федерации.

Основное внимание при непосредственных обращениях по вопросам регистрации НКО уделялось консультативной работе, что позволяло заявителям оформить необходимые документы с минимальным количеством ошибок.

Также практиковалось  размещение информационных материалов в средствах массовой информации и на официальном Интернет-сайте Главного управления, ежемесячное проведение «горячих» телефонных линий, выступления на семинарах
с представителями НКО.

В рамках осуществления контрольных функций в отчетном периоде проведено 96 проверок деятельности (за 12 месяцев 2013 г. – 117 проверок).

Наиболее распространенными нарушениями, выявляемыми в ходе проведения проверок НКО, являются:

- неисполнение требований учредительных документов - уставов организаций, в частности, не соблюдение периодичности проведения заседаний руководящих органов;

- непредставление сведений о смене руководителя и юридического адреса некоммерческих организаций;

- непредставление отчета о деятельности организаций и сведений
о персональном составе их руководящих органов и уведомления о расходовании организациями денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан
и лиц без гражданства;

- осуществление некоммерческими организациями деятельности,
не предусмотренной их  уставами.

По результатам проверок некоммерческим организациям в связи
с выявленными в их деятельности нарушениями, а также в рамках текущего контроля вынесено 759 письменных предупреждений (за 12 месяцев 2013 г. – 1311).

Составлено 413 протоколов об административных правонарушениях
в отношении НКО (за 12 месяцев 2013 г. – 268). Согласно информации Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России по количеству составленных протоколов Главное управление на 01.10.2014 занимало 4-место
по России.

В суды Нижегородской области направлено 257 исковых заявлений
в отношении НКО о признании их прекратившими свою деятельность в качестве юридических лиц (за 12 месяцев 2013 г. – 279).

На основании решений судов из ведомственного реестра Главного управления в 2014 году исключены 332 НКО (за 12 месяцев 2013 г. – 271).

Налоговыми органами из ЕГРЮЛ в соответствии со статьей 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ исключены 42 НКО, фактически прекративших свою деятельность (за 12 месяцев 2013 г. – 66).

 

Сведения о результатах работы Главного управления

по регистрации некоммерческих организаций и контролю за их деятельностью

за 12 месяцев 2013-2014 г.г.

 

п/п

Наименование показателя

2013 г.

2014 г.

+,- %

1.

Зарегистрировано НКО

в ведомственном реестре всего, в том числе:

4249

4083

-3,9

-общественных организаций

1806

1651

-8,5

-некоммерческих  организаций

1753

1710

-2,4

-религиозных организаций

630

655

+4,0

-региональных отделений политических партий

60

67

+11,7

2

Поступило заявлений от НКО

1296

1209

-6,7

3

Разрешено заявлений от  НКО

1340

1199

-10,5

4

Отказано в регистрации НКО

11

38

рост

в 3,5 раза

5

Проведено проверок НКО

117

96

-17,9

6

Вынесено письменных предупреждений

1311

759

-42,1

7

Направлено исковых заявлений в суд

279

257

-7,9

8

Составлено протоколов об административных правонарушениях

268

413

+54,1

 

По состоянию на 01.01.2015 судами удовлетворено 215 исковых заявлений
о ликвидации НКО (за 12 месяцев 2013 г. – 222).

С целью исполнения всеми зарегистрированными некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в части, касающейся  представления отчетов о своей деятельности, Главным управлением принимались следующие меры.

1) Проводилась работа по разъяснению требований действующего законодательства на официальном Интернет-сайте Главного управления, в средствах массовой информации, а также в рамках проводимых семинаров и встреч
с руководителями НКО.

Актуализирована информация, содержащаяся в Интернет - помощнике
по составлению отчетности.

2) Ежемесячно осуществлялось  проведение «прямых телефонных линий»
по вопросам, касающимся как государственной регистрации некоммерческих организаций, так и предоставления ими отчетности. Информация о «прямых телефонных линиях» размещалась на официальном Интернет-сайте Главного управления, а также в СМИ.

3) При непосредственном обращении представителей НКО в Главное управление практиковалось вручение им памяток, содержащих информацию
о порядке и сроках предоставления ежегодной отчетности.

4) Принимались предусмотренные законодательством Российской Федерации меры реагирования в отношении не отчитавшихся  некоммерческих организаций. 

В результате принятых мер по состоянию на 01.01.2015 количество  отчитавшихся о своей деятельности НКО в Нижегородской области увеличилось
до 4236, что составило 99,0% от числа зарегистрированных организаций.

На 01.01.2014 количество  отчитавшихся о своей деятельности НКО
в Нижегородской области составляло 93% от числа зарегистрированных организаций, обязанных представить отчеты за 2012 год.

В основном представленная отчетность НКО соответствовала требованиям действующего законодательства. Вместе с тем, в ряде случаев отчетные документы оформлялись ненадлежащим образом или не в полном объеме.

По результатам изучения представленной в Главное управление отчетности установлено, что 33 НКО, зарегистрированные в Нижегородской области,
в 2013 году получили от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежные средства в размере 174 245 104 руб.
(в 2012 году 30 НКО получили 108 844 157 руб.).

Сведения об НКО, получивших иностранное финансирование в 2013 году, направлены в аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу, Управление Федеральной службы безопасности
по Нижегородской области, Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу

При проведении плановых проверок деятельности некоммерческих организаций Главным управлением использовались данные Росфинмониторинга
о наличии иностранного финансирования.

Реализация возложенных на Главное управление полномочий осуществлялась  во взаимодействии с правоохранительными и судебными органами, органами государственной власти и местного самоуправления.

Основной формой сотрудничества является взаимный обмен информацией, путем направления соответствующих запросов, информационно-аналитических материалов и других сведений о зарегистрированных и (или) ликвидированных организациях.

Упорядочению межведомственного взаимодействия значительно способствует заключение соответствующих соглашений с Управлением ФСБ России
по Нижегородской области, ГУВД по Нижегородской области, УФМС России
по Нижегородской области, Избирательной комиссией Нижегородской области, Министерством внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области, Управлением специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.

Руководством Главного управления на регулярной основе проводились  рабочие встречи с представителями  ГУ МВД России по Нижегородской области, Управления ФСБ России по Нижегородской области, Управления ФНС России
по Нижегородской области.

16.12.2014 проведено заседание межведомственной рабочей группы
при Главном управлении Минюста России по Нижегородской области по вопросам информационного взаимодействия с органами исполнительной власти, правоохранительными и контрольными органами Нижегородской области,
на рассмотрение которой были вынесены следующие вопросы:

- о плане проверок некоммерческих организаций  на 2015 год Главного управления;

- о деятельности Главного управления в сфере регистрации и контроля деятельности региональных отделений политических партий;

- о взаимодействии Министерства внутренней региональной политики
с некоммерческим сектором, видах поддержки НКО;

- об изменениях в законодательстве Российской Федерации, регулирующих деятельность некоммерческих организаций.

За отчетный период Главным управлением в целях координации
и совершенствования работы в установленной сфере деятельности подготовлены
и направлены в Минюст России  и  его территориальные органы, действующие
в субъектах Приволжского федерального округа:

- Информация о рассмотренных в судах заявлениях некоммерческих организаций об  обжаловании действий (бездействия) территориальных органов Минюста России;

- Анализ не урегулированных действующим законодательством проблемных вопросов, возникающих в Приволжском федеральном округе при государственной регистрации и контроле за деятельностью некоммерческих организаций;

- Сведения о количестве заявлений о предоставлении информации
о зарегистрированных некоммерческих организациях, поступивших
в территориальные органы Минюста России, действующие в Приволжском федеральном округе, от физических и юридических лиц, правоохранительных
и иных государственных органов, а также о количестве ответов, направленных заявителям в электронном виде в январе-марте 2014 года;

- Сведения о количестве заявлений о зарегистрированных некоммерческих организациях, их государственной регистрации, внесении казачьих обществ
в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, поступивших в территориальные органы Минюста России, действующие в пределах Приволжского федерального округа за 6, 9 и 12 месяцев 2014 года;

- Информация о состоянии работы по регистрации и контролю деятельности некоммерческих организаций в субъектах Российской Федерации Приволжского федерального округа за 1 квартал 2014 года, за 6 и за 9 месяцев 2014 года;

- Информация о проведенных органами прокуратуры проверках деятельности территориальных органов Минюста России в Приволжском федеральном округе, внесенных представлениях и ответах на представления  за 1 - 3 кварталы 2014 года;

- Сведения о мерах по обеспечению надлежащего исполнения НКО обязанностей по ежегодной отчетности;

- Информация о состоянии работы по регистрации и контролю деятельности некоммерческих организаций в субъектах Российской Федерации Приволжского федерального округа за 12 мес. 2013 года, за 1 квартал, за 1 полугодие
и за 9 месяцев 2014 года.

21 октября 2014 года в городе Перми проведено очередное заседание Координационного совета при Главном управлении, на котором  рассмотрен вопрос «Практика и проблемы государственной регистрации некоммерческих организаций». 

 

 

  1. 3.                Координация деятельности территориальных органов Минюста России, подведомственных федеральных служб и федеральных государственных учреждений Минюста России

 

В соответствии с Положением о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденном приказом Минюста России от 03.03.2014 г. № 25, Главное управление наделено полномочиями по координации деятельности управлений Минюста России, подведомственных федеральных служб и федеральных бюджетных учреждений, расположенных в Приволжском федеральном округе (далее – ПФО).

Координационная деятельность Главного управления в отношении
к территориальным органам Минюста России по субъектам Российской Федерации, подведомственных федеральных служб и учреждений, действующих в округе, осуществляется в форме деятельности Координационного совета при Главном управлении (далее – Совет), На заседаниях Совета обсуждаются наиболее значимые вопросы в сфере деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб, рассматриваются имеющиеся проблемы и вырабатываются пути их решения. Участниками Совета являются не только начальники территориальных органов,
но и представители нотариальных палат, адвокатского сообщества, территориальных органов ФСИН России и ФССП России, общественности, научного сообщества. Предложения и рекомендации о совершенствовании деятельности подведомственных федеральных служб и учреждений, подготовленные Главным управлением на основе материалов Совета, зачастую, ложатся в основу нормативно-правовых актов, регулирующих сферу исполнения уголовных наказаний, судебных актов и смежных сфер правоотношений, учитываются в нормотворчестве.

За 2014 год Главным управлением осуществлялось взаимодействие
с территориальными органами, подведомственными федеральными службами
и федеральными государственными учреждениями Минюста России, по результатам которого подготовлено 38 (АППГ - 11) информационно - аналитических документов.

- информация о чрезвычайных происшествиях в управлениях и федеральных бюджетных учреждениях Минюста России, действующих в ПФО;

- информация о состоянии работы по судебной защите интересов Минюста России, его территориальных органов, подведомственных федеральных служб
и учреждений;

- аналитические обзоры основных итогов деятельности территориальных органов подведомственных федеральных служб в округе за отчётные периоды;

- информация об итогах деятельности совместных рабочих групп
по взаимодействию Главного управления с Управлением ФССП России и Главного управления ФСИН России по Нижегородской области за отчетные периоды;

- информация о результатах обращений к главам субъектов Российской Федерации, находящихся в ПФО, об активизации деятельности по принятию комплексных программ по вопросам предоставления преимуществ льготного налогообложения организациям, предоставляющим рабочие места осужденным
к наказаниям в виде исправительных работ, а также квотирования рабочих мест
для осужденных данной категории по потребностям;

- предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования отношений в сфере ресоциализации осужденных;

- предложения по совершенствованию законодательства в сфере исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы;

- информация об осужденных иностранных гражданах, подлежащих депортации после освобождения из учреждений ФСИН в ПФО;

- информация о взаимодействии территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, находящихся в ПФО, с территориальными органами ФСИН России по вопросам совершенствованию деятельности пенитенциарной системы при исполнении уголовных наказаний и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы:

- проект алгоритма совместных действий по превентивному трудоустройству
и социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы
в несовершеннолетнем возрасте и освобождающихся в возрасте от 18 до 23 лет;

- предложения по совершенствованию деятельности по обеспечению технической укрепленности и оснащенности зданий судов и судебных участков;

- информация о выявленных пробелах законодательства и правоприменения
в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данные материалы направлены в Минюст России, в аппарат полномочного представителя Президента России в ПФО, территориальные органы Минюста России.

В соответствии с решением коллегии Минюста России в Главном управлении продолжают действовать совместные с территориальными органами подведомственных федеральных служб рабочие группы. Сотрудники Главного управления работают в составе совместных групп с Главным управлением ФСИН России и Управлением ФССП России по Нижегородской области. За 2014 год всего проведено 8 заседаний совместных рабочих групп: 4 заседания с Управлением ФССП России по Нижегородской области и 4 - с Главным управлением ФСИН России по Нижегородской области. В рамках этих рабочих групп рассмотрены вопросы состояния исполнения решений Совета от 30.10.2013 по вопросам ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, технической укрепленности и оснащенности зданий судов и судебных участков в связи
с реализацией полномочий территориальных органов ФССП России, действующих
в пределах ПФО; подготовки к заседаниям Совета по совершенствованию взаимодействия правоохранительных органов, органов государственной власти
и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, расположенных
на территории ПФО, при реализации государственной политики в сфере исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера без изоляции
от общества взаимодействия службы судебных приставов и органов ЗАГС Нижегородской области; исполнения судебных решений по взысканию денежных средств с осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Нижегородской области; подготовки к проведению Всероссийского Дня правовой помощи детям; принятия мер по рассмотрению обращений граждан, поступивших
в Главное управление, в том числе на личном приеме начальника Главного управления.

Совместное обсуждение на заседаниях рабочих групп проблемных вопросов дает положительный эффект. По результатам совместной работы с Управлением ФССП России по Нижегородской области и Главным управлением ФСИН России
по Нижегородской области в сфере рассмотрения обращений граждан активизирована работа и достигнуты положительные результаты.

В рамках координирующей деятельности Главным управлением оказывается методическая и практическая помощь территориальным органам Минюста России по организации работы аналогичных групп на подведомственной им территории.

За 2014 год в установленной сфере рассмотрено 63 (2013 – 81) обращения,
из них по линии ФССП – 26 (2013 - 35), по линии ФСИН – 19 (2013 - 23), иные – 18 (2013 - 23).

Состояние дел в подразделениях ФСИН России и ФССП России в ПФО характеризуется следующим.

За 2014 год на исполнении в территориальных органах ФССП России, действующих в ПФО, находилось 14,4 млн. исполнительных производств, что на 5% больше,  чем в 2013 году – 13,6 млн. Наибольшее их количество было в Республике Татарстан – 1951201, Пермском крае – 1748947 и Республике Башкортостан – 1715144, наименьшее - в Республике Мордовия – 331406. В Нижегородской области в 2014 году находилось на исполнении 1360427 (2013 – 1414368), уменьшение
на 3%.

 

За анализируемый период количество оконченных и прекращенных исполнительных производств в ПФО увеличилось почти на 4% и составило 8161091 (2013 - 7 858 531). Из них 5436155 исполнительных производства (2013 - 5 265 652) окончены фактическим исполнением.

 

 

За 2014 год в территориальных органах ФССП России в ПФО на исполнении находилось 1626 тыс. исполнительных производств о взыскании налогов и сборов (2013 - 1560 тыс.) на общую сумму 54,1 млрд. руб. (2013 - 56,5 млрд. руб.). Фактическим исполнением окончено 491366 таких производств, что составляет 44% от общего числа оконченных и прекращенных. В бюджет перечислено
10,2 млрд. руб. неуплаченных налогов и сборов (2013 – 10,4 млрд. руб.).
В то же время 4,1 млрд. руб. внесено должниками добровольно (2013 - 4,9 млрд. руб.), и только 33,5 млн. руб. получено в результате реализации арестованного имущества. Это означает, что судебные приставы не в полной мере используют полномочия по обращению взыскания на имущество должников.

 

Состояние дел в подведомственных ФСИН учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) в ПФО следующее.

 

В округе по итогам 2014 года функционирует 240 учреждений УИС – 24%
от общего количества по России. Количество содержавшегося там спецконтингента: 163469 человек; из них осужденных – 132537 человек. По сравнению с 2013 годом количество спецконтингента снизилось на 3% (2013 год - 167 881человек). Тенденция к снижению количества лиц, содержащихся в учреждениях УИС в округе, продолжается. В учреждениях ГУФСИН России по Нижегородской области содержится 19089 человек (2013 – 16774).

В 43 учреждениях тюремного типа (СИЗО, тюрьмы) содержалось
21229 человек, в 169 исправительных колониях – 131913 человек. Из них – 11193 женщины и 409 несовершеннолетних.

Количество санитарной площади, приходящейся на одного человека
в следственных изоляторах (СИЗО) в ПФО – 4,4 кв.м., что на 0,2 кв.м. больше этого показателя по России. Вместе с тем, по международным стандартам санитарная норма площади на одного следственно - арестованного должна составлять 7 кв.м. Приближаются к международным нормам СИЗО в Республике Марий Эл – 6,3 кв.м на человека, в Республике Мордовия – 6,1 кв.м., в Кировской области – 6,0 кв.м.  Наихудшая ситуация сложилась  в Республике Башкортостан – 3,2 кв.м на человека и Оренбургской области – 3,4 кв.м. (санитарная площадь на одного человека менее  установленной отечественным законодательством нормы в 4 кв.м).
В Нижегородской области санитарная площадь на одного человека составляет
5 кв. м.

 

 

Количество побегов из учреждений УИС ПФО за 2014 год – 19 (в Пермском крае – 5, в Пензенской области – 3, в Ульяновской области – 3, в Удмуртской Республике – 2, в Нижегородской области – 2, в Республиках Башкортостан
и Мордовия, в Чувашской Республике и Кировской области по 1 побегу).
Для сравнения в 2013 году было совершено 24 побега (на 5 побегов больше).

 

Количество умерших в местах лишения свободы в 2014 году по сравнению
с 2013 годом увеличилось на 10 человек и составило 1096 человек (2013 год – 1086). В целом по УИС России наблюдается снижение количества умерших в местах лишения свободы. В ПФО устойчивая тенденция снижения этого негативного показателя наблюдается в Республике Мордовия, Республике Мордовия, Кировской и Оренбургской областях. А наибольший рост за последний год имеет место
в Саратовской области и Республике Татарстан. В Самарской области показатель смертности является наиболее высоким в целом по округу на протяжении последних лет. По итогам 2014 года – 306 человек (2013 год – 287, 2012 год – 332). Самая низкая смертность в Республике Марий Эл – 17 человек. В Нижегородской области количество умерших составило 108 человек (2013-107).

Всего в 2014 году в отношении 73 сотрудников были возбуждены уголовные дела, из которых 33 в связи с исполнением должностных обязанностей.
Для сравнения в 2013 году в отношении 90 сотрудников возбуждены уголовные дела, из которых в 50 случаях в связи с исполнением должностных обязанностей. Более чем на 34% снизилось количество сотрудников, в отношении которых возбуждены уголовные дела в связи с исполнением ими должностных обязанностей. Наибольшее количество: в Республике Мордовия – 5, в Удмуртской республике – 5
и в Пермском крае – 5 сотрудников привлечены к уголовной ответственности в связи со служебной деятельностью. В Нижегородской области уголовные дела
не возбуждались.

Внесено актов прокурорского реагирования – 3 908, в том числе по вопросам соблюдения прав человека – 791. Наибольшее количество актов прокурорского реагирования по вопросам соблюдения прав человека в Пермском крае – 227.
В Нижегородской области – 49 актов прокурорского реагирования.

 

  1. 1.                Осуществление контроля и надзора в сфере нотариата,

адвокатуры, государственной регистрации актов гражданского состояния
и проставления апостиля

 

В сфере адвокатуры

 

В течение 2014 года Главным управлением проводилась работа по ведению реестра адвокатов Нижегородской области и выдаче адвокатам удостоверений.

В Нижегородской области осуществляют свою деятельность 1192 адвоката.
По числу действующих адвокатов среди субъектов округа Нижегородская область находится на 5 месте после Саратовской области – 1228, республик
Татарстан – 1236 и Башкортостан – 1594 и Самарской области – 1773.

По состоянию на 31.12.2014 в реестре адвокатов Нижегородской области содержалось 1978 записей (в 2013 г. – 1912). В 2014 году в региональный реестр внесено 166 записей, что на 14 % меньше чем 2013 году (193) и выдано
115 удостоверений адвоката (2013 г. – 107).

На 42% уменьшилось количество внесенных сведений в реестр
о прекращении статуса адвоката (43) по сравнению с 2013 г. (73). В большинстве случаев, по-прежнему, основанием прекращения статуса адвоката являлось личное заявление.

 

Внесение записей в реестр адвокатов Нижегородской области

 

Внесенные записи

2014

 

2013

 

присвоение статуса адвоката

63

65

изменением адвокатом членства на членство в ПАНО

5

1

приостановление статуса

19

25

возобновление статуса

12

18

прекращение статуса

43

73

исключение сведений

из реестра

7

0

изменением адвокатом фамилии

17

11

ИТОГО

166

193

 

В целях приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих
на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов, в палате адвокатов Нижегородской области (далее – ПАНО) создана и действует квалификационная комиссия в количестве 13 членов
по следующим нормам представительства:

 

Представительство

Ф.И.О., должность

Председатель – президент ПАНО

  1. 1.      Рогачёв Николай Дмитриевич

Члены ПАНО

  1. 2.      Журавлева Юлия Юрьевна, заведующая а/к № 14 Нижегородской областной коллегии адвокатов (далее – НОКА) – заместитель председателя комиссии
  2. 3.      Алексеев Александр Николаевич, заведующий а/к № 34 НОКА
  3. 4.      Гузев Андрей Юрьевич, заведующий а/к Московского района НОКА
  4. 5.      Барышев Александр Николаевич, заведующий а/к № 10 НОКА
  5. 6.      Адейкина Оксана Валерьевна, адвокат а/к № 14 НОКА
  6. 7.      Кормишина Лариса Петровна, заведующая а/к № 4 НОКА
 
 
 
 
 

Главное управление Минюста России по Нижегородской области

  1. 8.      Святкина Елена Эдуардовна, начальник Главного управления Минюста России по Нижегородской области
  2. 9.      Карабасова Ольга Валентиновна, начальник отдела по вопросам адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния и проставления апостиля
 

Законодательное Собрание Нижегородской области

  1. 10.  Алексанова Татьяна Викторовна
  2. 11.  Дубов Александр Николаевич
 

Нижегородский областной суд

  1. 12.  Ярцев Роман Валерьевич, судья

Арбитражный суд Нижегородской области

  1. 13.  Гущев Владимир Владимирович, судья, заместитель председателя суда

 

В отчетный период квалификационная комиссия провела 11 заседаний
(2013 г. – 12), п
редставители Главного управления приняли участие в 10 из 11 заседаниях квалификационных комиссий, на которых рассмотрено 73 заявления
на присвоение статуса адвоката; 72 человека, подавших заявление, допущены
к сдаче квалификационного экзамена. Экзамен выдержали 63 человека
(2013 г. – 65 из 96).

Кроме того, в 2014 году квалификационной комиссией рассмотрено 25 дисциплинарных производств (2013 г. – 53). В 24 случаях квалификационная комиссия пришла к выводу о наличии в действиях адвокатов нарушений законодательства об адвокатуре. В отношении 10 адвокатов, из числа допустивших нарушения законодательства об адвокатуре, принято решение о прекращении статуса адвоката. В отношении 1 адвоката применена мера дисциплинарной ответственности в виде прекращения статуса за неисполнение решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции.

По вопросам адвокатуры в 2014 году в Главное управление поступило
17 обращений, что на 26 % меньше чем в 2013 году (2013 г. – 23).
Из общего количества поступивших обращений 10 – поступили от граждан (2013 г. – 18)
и 7 – из следственных и судебных органов (2013 г. – 5). Основной причиной обращений является ненадлежащее исполнение адвокатами своих профессиональных обязанностей.

Из поступивших обращений 14 – направлены для рассмотрения
в адвокатскую палату, 1 – направлено по принадлежности в другую организацию,
по 2 – Главным управлением даны разъяснения. Направленные в ПАНО обращения признаны необоснованными, по результатам их рассмотрения в возбуждении дисциплинарных производств в отношении 12 адвокатов отказано в связи
с отсутствием в их действиях нарушений законодательства об адвокатуре и норм профессиональной этики адвоката и в 2 случаях отказано в связи подачей жалобы лицом, не входящим в круг лиц, наделенных правом инициировать возбуждение дисциплинарного производства.

В 2014 году представления о прекращении статуса адвоката Главным управлением не выносились (АППГ – 2).

По состоянию на конец отчетного периода в Нижегородской области действуют 6 юридических консультаций, одна из которых имеет филиал
в другом районе области, созданных в соответствии со статьей 24 Закона
об адвокатуре
с общим количеством работающих адвокатов 16 человек,
в том числе:

– частное учреждение «Юридическая консультация Краснобаковского района» с филиалом в Варнавинском районе с количеством работающих адвокатов
6 человек;

– частное учреждение «Юридическая консультация Сокольского района»
с количеством работающих адвокатов 2 человека;

– частное учреждение «Юридическая консультация Воскресенского района»
с количеством работающих адвокатов 2 человека;

– частное учреждение «Юридическая консультация Тонкинского района»
с количеством работающих адвокатов 2 человека;

– частное учреждение «Юридическая консультация Ветлужского района»
с количеством работающих адвокатов 2 человека;

 частное учреждение «Юридическая консультация Большемурашкинского района» с количеством работающих адвокатов 2 человека.

В отчетном периоде Управлением по обеспечению деятельности мировых судей, адвокатуры и нотариата Нижегородской области перечислены средства
в размере: 2 782 810 рублей на материально-техническое обеспечение
и финансирование деятельности юридических консультаций за счет средств субсидий, выделяемых из областного бюджета; 2 847 850 рублей на оплату труда адвокатов, направляемых для работы в юридические консультации.

Задолженность по оплате труда адвокатов, участвовавших в уголовном судопроизводстве по назначению суда, органов дознания и предварительного следствия, а также по оплате компенсации расходов адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно, отсутствует.

 

В сфере нотариата

 

По состоянию на 31.12.2014 на территории Нижегородской области учреждено 165 должностей нотариусов (в 2013 г. – 166). Этот показатель – один
из лидирующих в Приволжском федеральном округе, больше только в Республике Башкортостан – 198. В Нижегородской области количество должностей нотариусов в 2014 году уменьшилось на одну единицу в связи с ликвидацией вакантной должности нотариуса в нотариальном округе – Дальнеконстантиновский район Нижегородской области.

На протяжении нескольких лет стабильно высоким остается количество проводимых конкурсов на замещение вакантных должностей нотариусов,
что является следствием процесса обновления кадрового состава нотариального сообщества. В 2014 году проведено
12 конкурсов (в 2013 г. – 10, в 2012 г. – 13,
в 2011 г. – 4, в 2010 г. – 2). По данному показателю Нижегородская область находится на 1-ом месте в округе (на 2-ом месте Республика Татарстан и Пермский край – по 8 конкурсов).

Учитывая повышенный интерес к работе нотариуса, Главное управление
и некоммерческая организация «Нижегородская нотариальная палата»
(далее – Нижегородская нотариальная палата) уделяют большое внимание подготовке квалифицированных и профессиональных кадров для нотариальной сферы. С этой целью в отчетный период проведены: 1 экзамен для лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов, и 1 квалификационный экзамен для лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, 2 заседания комиссии по контролю за прохождением стажировки стажерами нотариусов.
В прошедшем году Главным управлением выдано 28 лицензий на право нотариальной деятельности (в 2013 г. – 29), из них 20 лицензий выдано по результатам квалификационного экзамена и 8 – в порядке переоформления в связи
с изменением фамилии (в 2013 г. – 25 и 4 соответственно). В округе Нижегородская область находится на 2-ом месте по этому показателю (на 1-ом месте Республика Татарстан – 33 лицензии).

Одной из форм реализации контроля в сфере нотариата является проведение Главным управлением совместно с представителями Нижегородской нотариальной палаты проверок исполнения нотариусами правил нотариального делопроизводства. В 2014 году проведена 51 проверка нотариусов (в 2013 г. – 50). По данному показателю Нижегородская область также занимает 2-ое место в округе
(на 1-ом месте Республика Башкортостан – 67 проверок).

По результатам большинства проведенных проверок установлено, что в целом деятельность нотариусов осуществляется с соблюдением правил нотариального делопроизводства. Вместе с тем, в деятельности 3 нотариусов (в 2013 г. – 8) выявлены существенные нарушения, вследствие чего в отношении 2 нотариусов
по инициативе Главного управления и в отношении 1 нотариуса по инициативе Нижегородской нотариальной палаты назначены повторные проверки.

Снижение количества нарушений в деятельности нотариусов обусловлено,
с одной стороны, мероприятиями по предупреждению типичных нарушений, проводимыми Главным управлением и Нижегородской нотариальной палатой,
с другой – исключением из круга полномочий территориальных органов проверки документации, непосредственно связанной с совершением нотариальных действий,
а также проверки соблюдения нотариусами форм нотариальных свидетельств
и удостоверительных надписей.

В ходе 2 внеплановых проверок, проведенных в 2013 году в отношении нотариуса Лысковского района Нижегородской области, выявлены допущенные
им нарушения при совершении нотариальных действий по удостоверению завещания и доверенности. Правлением Нижегородской нотариальной палаты принято решение о применении к указанному нотариусу дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора. В июле 2013 года Нижегородская нотариальная палата обратилась в суд с иском о лишении данного нотариуса права нотариальной деятельности. В апреле 2014 года суд вынес решение о лишении его права нотариальной деятельности, указанное решение апелляционным определением
от 19.08.2014 оставлено без изменения. Приказом Главного управления нотариус освобожден от полномочий.

В целях недопущения нотариусами типичных нарушений правил нотариального делопроизводства Главным управлением каждое полугодие обобщаются итоги проведенных проверок. Результаты обобщения доводятся
до сведения Нижегородской нотариальной палаты и нотариусов Нижегородской области.

В 2014 году в Главное управление поступило 33 обращения по вопросам нотариата, что на 20 % меньше, чем в 2013 году (41). Большинство поступивших обращений содержали жалобы на действия (бездействие) нотариусов (18 или 55 %). Чаще всего граждане выражали свое несогласие с действиями (бездействием) нотариуса при оформлении наследственных прав (9). 13 обращений (39 %),
не связанных с обжалованием действий (бездействия) нотариусов, содержали просьбы о разъяснении законодательства и иные вопросы. По результатам рассмотрения два обращения, содержащие жалобы, признаны обоснованными.
В ходе рассмотрения одного из них Главным управлением обращено внимание нотариуса на его личную ответственность за составление документов и проверку достоверности всех содержащихся в них сведений, а также на необходимость повышения качества исходящих от нотариуса документов. Рассмотрение другого обращения по инициативе Главного управления вынесено на комиссию по имиджу
и профессиональной чести нотариусов Нижегородской нотариальной палаты,
с участием представителя Главного управления. Комиссия пришла к выводу
о наличии в действиях нотариуса
признаков дисциплинарного проступка, в связи
с чем к нотариусу применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

В 2014 году представители Главного управления приняли участие
в 18 совместных заседаниях Правления Нижегородской нотариальной палаты
и Главного управления (в 2013 г. – 17), на которых рассматривались вопросы, отнесенные законодательством к совместному ведению нотариальной палаты
и территориального органа юстиции. По итогам заседаний издано 269 приказов Главного управления (в 2013 г. – 220) по вопросам организации нотариальной деятельности.

В целях правового просвещения граждан Главным управлением проводятся прямые телефонные линии, в муниципальных районах Нижегородской области организуются семинар-совещания «Дни юстиции». Так, в октябре 2014 года Главным управлением организован семинар-совещание «День юстиции»
на территории Сергачского муниципального района Нижегородской области
с участием глав местного самоуправления Воротынского муниципального района,
в рамках которого состоялась рабочая встреча с руководством районов
и представителями местных администраций по вопросам организации нотариального обслуживания, а также личный прием граждан руководством Главного управления
и представителями нотариального сообщества.

 

В сфере государственной регистрации актов гражданского состояния

 

В рамках исполнения контрольно-надзорных функций в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния Главным управлением в 2014 году проведено 23 проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Нижегородской области (далее – органы ЗАГС, отделы ЗАГС), что составляет 36,5 % от общего числа органов ЗАГС региона, в 2013 году – 18 проверок (27 %).

По итогам 2014 года по количеству проводимых проверок Нижегородская область занимает 5 место среди субъектов Российской Федерации, находящихся
в пределах Приволжского федерального округа (3 % от общего числа проведенных проверок в округе), что
объясняется большим числом проверок, проводимых территориальными органами в регионах, где полномочиями в сфере ЗАГС наделены органы местного самоуправления. Вместе с тем, регион занимает лидирующие позиции по количеству зарегистрированных актов гражданского состояния среди субъектов округа (Нижегородская область занимает 3 место, впереди,
как и в прошлом году, республики Башкортостан и Татарстан).

Во время каждой проверки проводилось анкетирование населения
об удовлетворенности услугами в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Большинство опрошенных лиц удовлетворены услугами, предоставляемыми отделами ЗАГС. Вместе с тем респондентами высказан ряд пожеланий: по оптимизации оплаты государственной пошлины в отделах ЗАГС путем установки терминалов; о необходимости ремонта помещений, занимаемых отделом ЗАГС (отдел ЗАГС г. Саров); об изменении порядка предоставления государственной услуги по регистрации брака таким образом, чтобы проставление подписи на всех необходимых документах осуществлялось в один день, и граждане могли приходить в ЗАГС один раз – на регистрацию брака, минуя подачу заявления (при условии подачи электронной заявки); об изменении режима работы отделов ЗАГС и отмене обеденного перерыва; один респондент указал на завышенные требования сотрудников ЗАГС к документам, оформленным медицинскими учреждениями.

Проверки материально-технического состояния отделов ЗАГС показали,
что органы ЗАГС оснащены компьютерной и копировально-множительной техникой в объеме достаточном для исполнения возложенной на них государственной функции. Органы ЗАГС Нижегородской области используют в своей основной деятельности программное обеспечение АРМ «МАИС ЗАГС», разработчиком которого является ЗАО ИВЦ «Инсофт». Главным управлением ЗАГС принимаются необходимые меры для создания условий, способствующих более качественному предоставлению государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Между тем в ходе проверки отдела ЗАГС Вознесенского района установлено, что архивная документация хранится в деревянных незапираемых шкафах, расположенных в зале для торжественной регистрации брака на первом этаже здания. Окна первого этажа не оборудованы металлическими решетками.

В связи с этим для улучшения материально-технического состояния указанных отделов ЗАГС необходимо рассмотреть вопрос о принятии мер для создания условий, способствующих более качественному предоставлению государственных услуг по государственной регистрации актов гражданского состояния.

Причиной наиболее характерных нарушений законодательства
при осуществлении государственной регистрации актов гражданского состояния являются неполнота либо отсутствие должного контроля со стороны начальников органов ЗАГС за достоверностью документов, представляемых для предоставления государственных услуг, и сведений, вносимых в актовые записи; нарушения Инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти Нижегородской области и их структурных подразделениях, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 12.10.2011 № 828; технические ошибки при составлении записей актов гражданского состояния, формировании
и оформлении книг актовых записей (нарушение хронологического порядка актовых записей и отсутствие нумерации в переплетенных книгах актовых записей).

По результатам проведенных проверок внесено 3 предписания (отделам ЗАГС Московского и Сормовского района г. Н.Новгорода и Сокольского района Нижегородской области) об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния,
что составляет 13 % от общего количества проверенных отделов ЗАГС (2013 г. – 3,
что составляет 17 % от общего количества проверенных в 2013 году отделов ЗАГС).

Для устранения отделами ЗАГС указанных в предписаниях нарушений, принятия мер и проведения мероприятий, направленных на устранение нарушений, Главным управлением в зависимости от категории нарушения, установлен срок
от 3 до 9 месяцев. Согласно отчетам об устранении выявленных нарушений, присланным во исполнение предписаний, нарушения, носящие устранимый характер – устранены, иные – не допускаются.

В целях недопущения в дальнейшем выявленных нарушений законодательства в сфере ЗАГС и оказания консультативно-методической помощи органам ЗАГС
проведены заседания рабочей группы по коллизионным вопросам законодательства, в отделы ЗАГС направлены аналитические и методические письма по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния. Обсуждение проблемных вопросов дает положительные результаты: с каждым годом сокращается количество нарушений, допускаемых органами ЗАГС.

Кроме того, сотрудники Главного управления принимают участие
в семинарах-совещаниях с начальниками отделов ЗАГС, на которых обсуждаются проблемные вопросы, возникающие в ходе проверок, и типичные нарушения законодательства. В 2014 году Главным управлением проводились ежеквартальные рабочие встречи с представителями главного управления ЗАГС, курирующими методическое обеспечение работы проверенных отделов ЗАГС, на которых обсуждались результаты проведенных в течение квартала проверок и давались рекомендации по устранению и недопущению впредь нарушений, подобных выявленным.

Для решения вопросов, возникающих при государственной регистрации смерти, главным управлением ЗАГС в конце 2014 года проведена рабочая встреча представителей органов ЗАГС, статистики и Минздрава региона и Главного управления, на которой обсуждался порядок оформления документов, являющихся основанием для государственной регистрации актов гражданского состояния.

По итогам 2014 года органами ЗАГС Нижегородской области зарегистрировано 142108 актов гражданского состояния, что составляет 11%
от общего количества по Приволжскому федеральному округу (Республика Башкортостан – 14%; Республика Татарстан – 13%).

Сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния
за 2010 - 2014 годы по их видам представлены в таблице.

 

Наименование
   акта
   гражданского

 состояния

О рождении

О смерти

О заключении
   брака

О расторжении
   брака

Об установлении

 отцовства

Об усыновлении

(удочерении)

О перемене имени

 

 

 

 

ИТОГО:

 

2010 год

36 690

59 283

26 112

15 335

5 149

429

1 122

144 120

2011 год

36 760

54 332

28 491

15 589

5 201

424

1 349

142 146

2012 год

39 356

52 841

27 050

14 897

5 501

390

1 545

141 580

2013 год

39 431

52 418

26 959

16 144

5 520

403

1575

142 450

2014 год

39582

52039

27159

15938

5373

362

1655

142108

Прирост в 2014 г. относительно
2013 г. (+/-)

151

-379

200

-206

-147

-41

80

-342

 

Таким образом, итоговые показатели количества актовых записей
за 2014 год по сравнению с АППГ снизились на 342 записи или 0,24 %. При этом отмечается рост государственной регистрации рождения (+ 0,38 % или 151 актовая запись), заключения браков (+0,74% или 200 актовых записей), перемены имени (+5,08% или 80 актовых записей).

Несмотря на положительную динамику: ежегодное снижение показателя смертности в Нижегородской области (в 2014 году по сравнению с 2013 годом смертность снизилась на 0,72 %, в 2013 году относительно 2012 года на 0,8%), государственная регистрация смерти по прежнему имеет самый высокий показатель среди всех видов актовых записей.

Наряду с этим, в 2014 году снизились показатели государственной регистрации установления отцовства на 2,66 % и усыновления – на 10,17 %.

Главное управление является администратором доходов в бюджет от уплаты государственной пошлины за совершение государственной регистрации актов гражданского состояния и других юридически значимых действий, осуществляемых органами ЗАГС Нижегородской области: ведет учет поступлений в установленные сроки; осуществляет контроль по возврату госпошлины за регистрацию актов гражданского состояния.

За отчетный период поступило 66 заявлений граждан о возврате госпошлины, что на 30 % меньше, чем в 2013 году (94), по которым осуществлен возврат денежных средств на сумму 78 150 рублей (2013 году – 82 000 рублей).
В бюджеты соответствующих уровней перечислено государственной пошлины
за государственную регистрацию актов гражданского состояния 32 054 500 рублей (2013 г. – 31 811 800 рублей).

В текущем году работа в сфере ЗАГС будет продолжена во взаимодействии
с главным управлением ЗАГС Нижегородской области. На 2015 год планируется провести 24 проверки деятельности органов ЗАГС Нижегородской области:
(по 12 в каждом полугодии) и 2 заседания рабочей группы.

 

Осуществление государственной функции по проставлению апостиля
на официальных документах, подлежащих вывозу за границу

 

В 2014 году за проставлением штампа «Апостиль» обратился 451 заявитель (2013 г. – 503), из них 12 – юридические лица. Нижегородская область занимает
4 место в округе по количеству проставленных апостилей (1-е место Пермский край (1245), 2-е – Республика Татарстан (1086), 3-е – Самарская область (1027)).
Так, специалистами Главного управления за 2014 год апостилировано
848 документов (2013 г. – 967), что составляет 11 % от общего числа апостилей проставленных в округе (7609).

За отчетный период в бюджетную систему Российской Федерации
за предоставление государственной услуги перечислена государственная пошлина
в сумме 1 272 000 рублей (2013 г. – 1 449 000 рублей).

Случаев нарушения установленных законом сроков для предоставления государственной услуги не допущено, срок проставления апостиля не превышал 3-х рабочих дней со дня представления документов. Отказов в проставлении апостиля за отчетный период не выносилось.

Информация о порядке, сроках, государственной пошлине исполнения государственной функции размещена на Интернет-сайте и информационном терминале, находящемся в фойе Главного управления. Кроме того, необходимую информацию о предоставлении государственной функции по апостилированию документов граждане узнают у сотрудников Главного управления по телефону, на личном приеме граждан, а также в ходе ежеквартальных прямых «горячих» телефонных линий.

 

Бесплатная юридическая помощь (БЮП)

 

Одним из новых и поэтому наиболее актуальных в настоящее время направлений деятельности Главного управления является обеспечение функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи.

За время действия Федерального закона от 21.11.2013 № 324-ФЗ
«О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в Нижегородской области сформирована необходимая нормативно-правовая база, которая регулярно обновляется и дополняется. Во многом это результат грамотно выстроенного взаимодействия Главного управления с органом, уполномоченным в сфере бесплатной юридической помощи в Нижегородской области, и с участниками государственной и негосударственной систем оказания бесплатной юридической помощи.

В целях обеспечения функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи Главным управлением:

– в рамках подготовки к IX Всероссийскому съезду Уполномоченных
по правам ребенка, проведенному в апреле 2014 года в Нижнем Новгороде, представители Главного управления принимали участие в заседаниях рабочих групп по подготовке к проведению съезда. Главное управление являлось модератором дискуссионной  площадки «Оказание юридической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, замещающим семьям»,
на которой начальник Главного управления выступил с докладом на тему «Вопросы реализации территориальными органами Минюста России, находящимися
в пределах Приволжского федерального округа, государственной политики
по оказанию бесплатной юридической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, замещающим семьям».

– в июне 2014 года в ФКУ ИК-18 Главного Управления ФСИН России
по Нижегородской области состоялось выездное заседание, на котором сотрудник совместно с представителями Нижегородской областной коллегии адвокатов, некоммерческой организации «Нижегородская нотариальная палата», ФСИН, Управления ФССП России по Нижегородской области провели личный прием граждан. В ходе личного приема заявителей интересовали вопросы оформления наследства, приема гражданства Российской Федерации, выплаты детских пособий, место проживания после отбытия наказания, а также погашения задолженности
по приговору суда. Осужденным даны соответствующие разъяснения
и рекомендации.

– принято участие во Всероссийском Дне правовой помощи детям, в рамках которого сотрудники Главного управления приняли участие в мероприятиях
по консультированию и оказанию правовой помощи гражданам в режиме видеоконференции в Приемной Губернатора Нижегородской области, в МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г. Нижнего Новгорода»; в проведении занятий и лекций для воспитанников образовательных учреждений и исправительных учреждений
для несовершеннолетних.

Во исполнение поручений Минюста России Главным управлением регулярно проводятся мониторинги деятельности оказания бесплатной юридической помощи на территории субъекта. В случае изменения сроков и порядка предоставления информации для проведения мониторинга участники системы БЮП своевременно информируются Главным управлением.

Проводимые мониторинги позволяют выявлять проблемы, возникающие
в данной сфере. Так, уже который год не полностью осваиваются
бюджетные средства, выделенные на оплату труда адвокатов, участвующих в системе БЮП.
Из выделенного объема бюджетных ассигнований в размере 4 702 500 рублей
в Нижегородской области в 2014 году освоено 2 705 031 рублей (или 58 %),
в 2013 году из выделенных 4 950 000 рублей освоено 1 407 000 рублей (или 28 %).

С целью совершенствования работы системы БЮП на территории Нижегородской области в конце прошлого года администрацией области проведен круглый стол, на котором обсуждались предложения по внесению изменений
в закон области о БЮП и возможности расширения категорий граждан, которым может она быть оказана, и случаев ее оказания.

 

  1. 2.                Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина в рамках исполнения полномочий по оказанию международно-правовой помощи

 

За 2014 год в адрес Главного управления поступило 20027 запросов
от российских и иностранных компетентных органов в сфере оказания международной правовой помощи и приговоров, вынесенных судами Приволжского федерального округа в отношении иностранных граждан, рассмотрено и направлено на исполнение — 19478, возвращено для надлежащего оформления — 395,
что составляет 1,98% от общего поступления. За 2013 год в адрес Главного управления поступило 18253 запроса о правовой помощи (включая приговоры), возвращено — 514 (2,8 % от общего поступления).

В целях надлежащего и своевременного обеспечения рассмотрения запросов о правовой помощи регулярно проводилась ревизия их исполнения.
В отношении неисполненных запросов иностранных компетентных органов регулярно направляются напоминания.

Кроме того, обобщена информация о результатах рассмотрения иностранных запросов, направленных во 2 полугодии 2013 года и 1 полугодии 2014 года. Нерассмотренные запросы остаются на контроле до их фактического исполнения.

В связи с тем что, одной из основных причин длительного исполнения запросов о правовой помощи является ненадлежащее оформление материалов, составленных в связи с их рассмотрением, Главным управлением проведено обобщение типичных нарушений, допущенных компетентными органами Приволжского федерального округа при осуществлении международной правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам за 2013 год. Обобщение направлено в суды и органы ЗАГС Нижегородской области.

В адрес территориальных органов Минюста России, органов ЗАГС, судебных органов регулярно направляются информационно-аналитические материалы, поступившие из Минюста России.

На постоянной основе проводится прием граждан.

Действует Интернет-сайт Главного управления, на котором размещены действующие международные соглашения, предусматривающие оказание правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, а также образцы документов. Кроме того, Интернет-сайт регулярно пополняется актуальной информацией, в том числе разъяснениями национального законодательства, поступающими от компетентных органов иностранных государств.

Ежемесячно проводится «Прямая телефонная линия

 

 

30 сентября 2015 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).